История факультета

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ. КОЛЛЕКТИВ.

Инженерно-экономический факультет  Сибирского государственного университета путей сообщения образован в 1962 году с целью подготовки высококвалифицированных экономистов-менеджеров и бухгалтеров для предприятий железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства.  

В разное время деканами факультета работали: Бондаренко Василий Остапович, к.э.н., доцент кафедры «Экономика транспорта»;  Шипко Никифор Никифорович, к.э.н., доцент кафедры «Политэкономия»;  Антонов Юрий Анатольевич, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой»; Мартыненко Николай Васильевич, к.э.н., доцент кафедры «Экономика транспорта»; Мельников Олег Александрович, к.ф.н., доцент кафедры «Философия».

С 1990 года по настоящее время факультет возглавляет к.э.н., профессор, Почетный железнодорожник, заслуженный работник высшей школы Дементьев Алексей Петрович.

 Дементьев А.П..jpg

Организационная структура факультета видоизменялась, но в основе оставалась той же. С первых лет в его составе кафедры «Экономика транс-порта», «Высшая математика», «Бухгалтерский учет и аудит». С течением времени добавилась кафедра «Менеджмент на транспорте», НИЛ «Экономика транспорта», Сибирский отраслевой центр сертификации экономических кадров железных дорог, Диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством (транспорт)».   Многие годы в состав факультета входили кафедры:  «Политическая экономия», «Социальная психология управления», «Вычислительная техника», на основе которых позднее были созданы факультеты  «Мировая экономика и право» и «Управление персоналом».

СТРУКТУРА ИЭФ

Всей научной, методической и организационной деятельностью факультета руководит Совет ИЭФ. 

На факультете сформирован высокопрофессиональный коллектив преподавателей-единомышленников, обладающих большим научным и педагогическим опытом. Среди профессорско-преподавательского состава кафедр немало его выпускников. Многие из них успешно совмещают практическую деятельность с преподаванием.

Кафедра «Экономика транспорта» была создана в 1936 году. Кафедрой заведует д.э.н., профессор, Почетный железнодорожник  Давыдов Анатолий Вячеславович. На кафедре работает 2 доктора наук, 3 профессора, 9 доцентов.

Давыдов А.В..JPG

В  2012 году кафедра  стала Победителем Российского конкурса «Лучшая экономическая кафедра – 2011»   в номинации «Экономика и управление производством». 

В 1994 г. при реорганизации кафедры "Экономики и управление на транспорте", была создана кафедра "Менеджмент на транспорте". Кафедрой заведует к.э.н., доцент, Почетный железнодорожник Лунина Татьяна Аркадьевна. В составе кафедры 2 доктора наук, профессора, 10 доцентов.

Лунина Т.А..JPG

В 1967 г. была создана «Бухгалтерский учет и аудит на железнодорожном транспорте».  Кафедрой заведует к.э.н., доцент Сурикова Елена Александровна.

Сурикова Е.А..JPG

Профессорско-преподавательский состав кафедры на 70% состоит из педагогов с научными степенями и званиями. 

В год образования университета была создана кафедра «Высшая математика». Кафедрой заведует д.ф.-м.н., профессор Пожидаев Александр Васильевич. На кафедре работают 3 доктора наук, профессора, 15 доцентов.

пожидаев.JPG

НИЛ «Экономика транспорта» создана в 1974г. д. э.н., профессором  Журавелем Александром Исааковичем.

Фото Журавель.jpg

В настоящее время научный руководитель НИЛ к.э.н., профессор  Дементьев Алексей Петрович. Заведующий НИЛ к.э.н. Каменев Валерий Александрович.

В 1999 году при факультете создан Сибирский отраслевой центр сертификации экономических кадров железных дорог, который проводит обучение и сертификацию финансовых и экономических работников железных дорог на звание: главный бухгалтер, финансовый директор, менеджер по управлению затратами.

За годы существования  факультет подготовил более 7000 экономистов, инженеров-экономистов, экономистов-менеджеров по специальностям: Экономика и управление на железнодорожном транспорте; Экономика и организация железнодорожного транспорта». Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)»; Бухгалтерский учет, анализ и аудит; Бухгалтерский учет и аудит на железнодорожном транспорте; Бухгалтерский учет, анализ на железнодорожном транспорте. 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исторические аспекты и современные тенденции инженерно-экономического образования

 

На всех этапах развития транспорта необходимо было решать разные задачи и экономические проблемы: рационального вложения денег, государственно-частного партнерства, эффективного функционирования железнодорожных предприятий.

Общеизвестно, что доходы должны превышать расходы и формировать прибыль. На первом этапе развития транспорта царскими указами устанавливалась фиксированная прибыль в районе пяти процентов и государство финансировало убытки от строительства железных дорог и их эксплуатации. Но в тоже время было понимание, что так не может быть всегда.

На переломном этапе развития экономики России и экономики железнодорожного транспорта экономические принципы соблюдались не всегда. Но уже в 20-е годы в период новой экономической политики (НЭПа) большое внимание уделялось планированию и прогнозированию деятельности. Решать эту важную функцию управления без квалифицированных экономических кадров стало невозможно.

Появление в мире экономического образования было следствием внедрения научной организации труда и развитием тейлоровского научного направления. Система подготовки инженеров-экономистов для промышленности, строительства начала складываться с первых лет советской власти. В 1921-1926 годах были открыты соответствующие факультеты в вузах Харькова, Москвы, Ленинграда. Тридцатые годы - это Днепрогэс, Комсомольск, Кузнецк, тысячи заводов и ремесленных училищ, сотни средних и высших учебных заведений, в том числе свыше сорока инженерно-экономических факультетов различных отраслей народного хозяйства.

Кроме того, в подготовке корпуса инженеров железнодорожного транспорта всегда осваивались, говоря современным языком, экономические и управленческие компетенции. Но специализированная подготовка инженеров-экономистов транспорта началась только в 30-е годы прошлого столетия.

На базе, существовавшей к тому времени, разрозненной подготовки экономистов-транспортников был создан единый межотраслевой ВУЗ. Он был нацелен на подготовку специалистов для железнодорожного, автомобильного, морского и речного транспорта.

29 мая 1930 года вышел приказ № 1 по Транспортно-экономическому институту (МТЭИ) Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС), организационно оформивший создание первого отраслевого экономического транспортного вуза. В этом же году в ноябре состоялся и первый выпуск. Четырем выпускникам железнодорожного факультета была присвоена квалификация инженера-экономиста транспорта.

Приказом НКПС от 15 июня 1933 года Транспортно-экономический институт совместно с Московским эксплуатационным институтом инженеров железнодорожного транспорта (МЭИИТ), Московским институтом нового железнодорожного строительства (МИИНЖС) были объединены в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ имени И.В. Сталина). В результате этого объединения во вновь созданном вузе впервые был образован инженерно-экономический факультет, который занимался подготовкой экономических кадров для железнодорожного транспорта.

В 1932 г. на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта (г. Томск) был организован Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта и началась история нашего ВУЗа.

Индустриализация страны, хозяйственное освоение Сибири, слабое развитие инфраструктуры и быстрый рост грузонапряженности практически на всех участках железнодорожного полигона от Урала до Дальнего Востока определили объективную необходимость создания в 1936 году в НИВИТе кафедры экономики, организации и управления на транспорте (в настоящее время кафедра «Экономика транспорта»). Но отдельно подготовка инженеров-экономистов не велась, преподаватели читали экономические дисциплины на технических специальностях.

До середины 50-х годов подготовка инженеров-экономистов осуществлялась только в МИИТе, его выпускники уезжали по распределению по всей сети дорог Советского Союза. Однако, их количество не удовлетворяло кадровую потребность отрасли в полном объеме. Инженеры-экономисты, инженеры по нормированию труда и главные бухгалтеры требовались в каждое локомотивное, вагонное депо, дистанции пути, энергетики, связи, то есть во все линейные предприятия.

В связи с этим Министерством путей сообщения в 1955 г. было принято решение о начале подготовки инженеров-экономистов в НИИЖТе на факультете Эксплуатация железных дорог (Управление процессами перевозок). Но и это не решало кадровой проблемы железных дорог Сибири и Дальнего Востока. С проблемой нехватки кадров, обладающих нужной компетенцией, периодически сталкиваются все страны. От того, как быстро эта проблема решается, зависят темпы их экономического развития, место на конкурентном рынке. Лозунг «Кадры решают всё», получивший практическую реализацию задолго до того, как был публично произнесен, становится всё более актуальным в условиях технической революции.

Это же время совпало с созданием в Сибири территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского, Канско-Ачинского, Саяно-Шушенского, Братского, Усть-Илимского и других. Везде строитель и экономист были первыми людьми.

Процессы развития транспортной системы и транспортно-экономической науки были толчком к созданию в 1962 году Инженерно-экономического факультета, целью которого стала подготовка высококвалифицированных экономических кадров. Ниижтовский ИЭФ сразу заявил о себе, как об одном из лучших учебных заведений по подготовке инженеров-экономистов. И не случайно, вплоть до сегодняшнего дня, выпускники факультета востребованы в областных и городских административных органах, в банковской системе, в частном и государственном секторах производства.

В рыночных условиях подходы к уровню квалификации и набору профессиональных компетенций по экономическому направлению подготовки изменились. Изменение содержания повлекло трансформацию названия профессии от инженера-экономиста к экономисту-менеджеру.

Спрос на экономистов-менеджеров ИЭФ вызван тем, что они имеют как экономическую, так и инженерную подготовку, без технических знаний в экономике, не обойтись. На факультете с момента его основания особое внимание уделяется практико-ориентированному подходу не только в рамках образовательных программ, но и в активном участии в студенческом общественном движении, работе в строительных отрядах.

Сегодня речь идет о новой фазе совершенствования системы управления экономикой: приходе к управлению страной «молодых технократов», менеджеров, свободно владеющих основами цифровой экономики, вооружённых необходимыми знаниями техники и технологических процессов отрасли, которой они служат.